ВООООТиЗ

 

Владимирская областная общественная организация общества трезвости и здоровья, культурно-оздоровительный центр ДИАЛОГ

 

Пьянство — путь в тупик, путь к погибели душевной и телесной






Александр Арефьев об алкоголизме

Еще один из сайтов об алкоголизме



Живопись Анны Зинковской
Живопись Анны Зинковской






Главы из православной энциклопедии

      На этой страничке будем читать главы, посвященные лечению алкоголизма из книги:
      Д. А. Авдеев. Православная энциклопедия «Домашний доктор». в вопросах и ответах. Психиатрия, психотерапия, наркология. — М.: «Русский хронографъ 1991», 2002.
      Об авторе книги:
      Д. А. Авдеев — православный врач-психиатр, психотерапевт, кандидат медицинских наук.
      Несмотря на то, что я в целом согласен с идеями книги и глубоко уважаю мнение ее автора, я не могу согласиться с некоторыми его высказываниями о методе Довженко. Поэтому я не мог не ввести свои комментарии по тексту. Фразы по тексту, с которыми я не согласен, или согласен, но не могу не оставить без комментария, выделены синим цветом. Если щелкнуть по такой фразе мышкой, появится окошко с моим комментарием поверх текста. Чтобы закрыть такое окошко и продолжить чтение книги, можно щелкнуть мышкой по соответствующей надписи в правом верхнем углу окошка.
      Если мои комментарии Вас раздражают, можете их не читать. Просто не щелкайте по синим надписям и не судите меня слишком строго.

(Админ сайта А.Павлов).

Оглавление

О пьянстве и алкоголизме О курении О разном

О пьянстве и алкоголизме

124. Вопрос: Пьянство — это грех или болезнь?

      Миллионы людей в нашей стране, да и во всем мире, страдают пристрастием к спиртному, принося немало бед себе и ближним. Действительно, алкоголизм — страшное зло, которое «пожирает» и женщин, и престарелых людей, и даже детей. Поначалу те, кто пристрастился к выпивкам, еще могут остановиться, удержаться от соблазна, сказать себе: «Нет». Но со временем это сделать бывает все сложнее и сложнее. В конечном итоге развивается болезнь, разрушающая плоть и душу человека.
      По самым скромным подсчетам около семи миллионов человек в России страдают хроническим алкоголизмом.
      Это официальная статистика, но, уверен, не реальные данные. На самом деле положение ужасающее! К примеру, вот такой факт. По опубликованным данным, половина 13-летних подростков употребляет алкоголь.
      Пьянство — это бедствие. В вине «топят» неудачи, неразделенную любовь, семейное неблагополучие или супружескую измену. Причиной пьянства могут стать разочарование в себе, предательство друзей. Немало и тех, которые снимают подобным образом стрессовую напряженность и высокий темп жизни. Всех причин невозможно и описать.
      Спиртное приобретает свойства наркоза, снимающего раздражение, гнев, обиду. Эти обстоятельства и провоцируют многих людей к выпивке. Но рано или поздно возникают проблемы, перерастающие в серьезные жизненные несчастья.
      Человек, избирая такой путь «укрытия» от проблем, трудностей или скорбей, начинает жить не в реальном, а в иллюзорном мире. При этом проблемы его не разрешаются, а многократно умножаются. Водка — это не победа, это всегда поражение. Пьянство — путь в тупик, путь к погибели душевной и телесной.
      Пьянство — это прежде всего грех, а уже затем — болезнь. Таким образом пьянство можно назвать греховным недугом.
К оглавлению

125. Вопрос: Как происходит формирование алкогольной зависимости?

      Формирование алкогольной зависимости происходит в три последовательных этапа или стадии, которые именуются как неврастеническая, наркотическая и энцефалопатическая. Рассмотрим эти стадии.

      НЕВРАСТЕНИЧЕСКАЯ СТАДИЯ. Усиливается влечение к алкоголю и при этом оно носит навязчивый характер. Когда происходят выпивки, то вначале снижается, а позднее утрачивается контроль над количеством выпитого. Доминирующими на этом этапе являются симптомы нервной слабости (неврастении). Среди них, в первую очередь, необходимо отметить следующие: раздражительность, злобность, расстройства внимания, ухудшение памяти, снижение работоспособности, бессонница, кошмарные сновидения, головные боли, истощаемость интеллектуальных процессов и др. В быту начинающие алкоголики становятся конфликтными и неуживчивыми. Окружающий мир им кажется серым, безликим и лишь только водка или вино делают повседневную действительность как-то переносимой.
      Здоровье пьянствующих день ото дня ухудшается. Таких людей беспокоят сосуды («прыгает» давление, появляется вегетососудистая дистония), нарушаются функции печени, поджелудочной железы, кишечника. А самое главное — страдает и необратимо разрушается головной мозг.

      НАРКОТИЧЕСКАЯ СТАДИЯ. Патологическое влечение к алкоголю становится непреодолимым. Появляется абстинентный синдром (похмелье), который проявляется дрожанием рук, головокружением, слабостью, отсутствием аппетита, потливостью, повышением артериального давления, сердцебиением, сухостью полости рта. Пьянство становится практически ежедневным, возникают запои. Личность постепенно деградирует. Мышление становится бедным, однообразным. Круг интересов сужается до минимума. Прогрессивно ослабевает воля. Доминирующая потребность — алкоголь. На этой стадии усиливается вся симптоматика, которая возникала на предыдущей стадии.
      Известно, что пьяницы лживы и ненадежны. Верить таким людям нельзя, они бросают слова «на ветер». Клятвы и обещания родным и близким оставить свое пагубное пристрастие забываются ими в тот же час.
      На этой стадии алкоголизма нередко возникают острые алкогольные психозы.

      ЭНЦЕФАЛОПАТИЧЕСКАЯ СТАДИЯ, (в переводе «энцефалон» — мозг, «патия» — значительное ослабление и ухудшение функций).
      Это исходная стадия алкоголизма и характеризуется она дальнейшим распадом личности и полной потерей здоровья. Для того, чтобы напиться уже достаточно небольшой дозы алкоголя. Абстинентный синдром более продолжительный и тяжелый. Деградация личности явная. Смыслом жизни становится водка. Тяжело страдают внутренние органы.
      Цирроз печени, гастрит, миокардит, алкогольный психоз и слабоумие, атрофия половых желез — вот что ждет алкоголика. Любые заболевания на фоне алкоголизма протекают значительно тяжелее и исход их не всегда благоприятен.
      Как правило, на этой стадии алкоголизма уже и не до работы, и не до семьи. Внешне люди очень меняются, приобретая типичный «алкогольный» вид. Они часто попадают в милицию, так как совершают различные правонарушения.
      Длительность каждой стадии варьирует индивидуально. У одного человека исходная стадия алкоголизма может наступить за 4–5 лет, у другого — за 7–8. Многие люди, злоупотребляющие спиртным, попадали в «ловушку», полагая, что их эта беда обойдет. И продолжали пить… и спивались.
К оглавлению

126. Вопрос: Расскажите об алкогольных психозах.

      Пожалуй, самым известным и распространенным из них можно считать алкогольный делирий (белая горячка). Как правило, развивается он через 1–3 дня после прекращения длительного или интенсивного злоупотребления алкоголем. Начинается делирий с соматических проявлений.
      Затем появляются страх, тревога, потеря сна. Далее присоединяются различные обманы восприятия: зрительные и слуховые иллюзии, галлюцинации, двигательное возбуждение, дезориентация в окружающем мире. Критика к своему поведению отсутствует.
      Среди других алкогольных психозов можно также выделить алкогольный параноид (бредовый психоз) и алкогольный бред ревности.
К оглавлению

127. Вопрос: Имеются ли какие-нибудь особенности в развитии женского алкоголизма?

Женский алкоголизм имеет ряд особенностей, а именно:
  1. Развивается более ускоренными темпами (1–2 года);
  2. Протекает более тяжело;
  3. Лечится очень трудно, так как психические изменения проявляются стремительно;
  4. Трудно диагностировать, ввиду того, что первое время, по причине неловкости и стеснения перед людьми, женщины пьют в одиночку.
В целом женский алкоголизм имеет злокачественное течение.
К оглавлению

128. Вопрос: «Подростковый алкоголизм». Поясните особенности его течения.

      Алкоголь чрезвычайно опасен для детей и подростков. Прием алкоголя нарушает процессы созревания нейронов (нервных клеток). Отсюда у подростка будут страдать интеллект, память, мышление, поведение.
      Явления опьянения развиваются быстро и могут заканчиваться оглушенностью и комой (бессознательным состоянием).
      Организм подростка еще неокрепший, и под действием алкоголя быстро развивается целый «букет» заболеваний.
      Пьянка — это и блуд, и драки, и преступления…
К оглавлению

129. Вопрос: Что такое «алкогольная эмбриопатия»?

      Подробно описана в 1973 году. Выявлены различные дефекты у новорожденных, матери которых регулярно употребляли спиртное во время беременности.
      У таких детей отмечаются: умственная и физическая отсталость (вплоть до глубокой идиотии), замедление развития центральной нервной системы, нарушения тонкой моторики, судороги, повышенная возбудимость, дефекты органов, пороки сердца, аномалии суставов, дефекты конечностей, фиброз печени, нарушения в половых органах и многие другие тяжелые нарушения.
К оглавлению

130. Вопрос: Куда уходят истоки «алкогольной личности»?

      Психологи определили некоторые характерологические черты, свойственные «алкогольным» личностям. Так, по данным В. Т. Кондрашенко, одни из них — легкоранимы, плохо приспособлены к практической жизни, слабовольны; другие — излишне самоуверенны, тщеславны, болезненно переживают малейшие жизненные неудачи, настойчиво ищут признания. Если на эти черты характера наслаивается еще и психотравма, то вероятность нервного срыва, запоя очень велика. Как показывают наблюдения, путь к пьянству начинается с ранних лет. Усвоение алкогольных ритуалов происходит задолго до первого знакомства со спиртным. Маленькие дети, сидя за праздничным столом, «играют во взрослых», разливая фруктовый сок по бокалам, а затем с гримасой на лице выпивают «детское вино» под одобрительный гул родителей и гостей.
      Нет сомнения в том, что уже в это время в сознании ребенка начинает формироваться представление об алкоголе как об универсальном спутнике взрослой жизни. Специалисты утверждают, что к 11–12 годам у подростков формируются вполне устойчивые стереотипы отношения к пьянству.
      Нередко, избалованный «усилиями» родителей, бабушек и дедушек, ребенок со временем трансформируется в претенциозную личность, которая требует непременного удовлетворения всех своих потребностей. Если этого не происходит, то возникают разочарование, гнев, чувство досады… и желание «забыться в вине».
      На путь пьянства подростка подталкивает и атмосфера бездуховности, греха, которую он видит во «взрослом» обществе и, в первую очередь, в своей семье. Пьянство родителей уродует душу ребенка. Сердце обливается кровью, когда видишь истерзанных этим горем детей, лишенных внимания, ласки и заботы отца-алкоголика (а теперь, нередко, и матери).
К оглавлению

131. Вопрос: Как преодолеть алкоголизм?

      Поговорим о лечении этой болезни. Что предпринимают медики для помощи лицам, страдающим недугом пьянства? Общепринято использование всевозможных дезинтоксикационных растворов; психотропных средств; препаратов, вызывающих отвращение к алкоголю посредством выработки отрицательного условного рефлекса; общеукрепляющих средств и витаминов, а также многое другое. Это то, что касается тела.
      Квалифицированный психолог или психотерапевт пытается вскрыть глубинные психологические корни возникновения пьянства, анализирует характерологические особенности человека, его семью и социально-бытовые условия. Затем специалист дает советы и рекомендации, обучает бороться со стрессами, преодолевать конфликты и т. д. В ряде случаев проводятся различные психотерапевтические процедуры, эффект от которых тем выше, чем ярче осознанное желание самого человека освободиться от этого бремени и вернуться к полноценной жизни.
      Таким образом, психотерапевт становится как бы попутчиком и помощником пациента на этом сложном пути, который он непременно преодолевает сам.
      Алкоголизм и наркомания — это болезни. Но болезни более всего духовные. В основе пьянства, употребления наркотиков — духовная опустошенность, неудовлетворенность жизнью, утрата смысла бытия. Святая Православная Церковь считает пьянство тяжким грехом. Отсюда понятно, что только медицинскими методами страждущему не помочь (в данном случае я имею в виду классическую медицину, а не ту оккультную практику, которая «прилепилась» ныне к наркологии, и которую в виду сильнейшей опасности и духовной пагубы надо категорически избегать).
      Убеждения и медикаменты не всесильны. Для преодоления недуга необходимо искреннее раскаяние пред Богом в таинстве Исповеди, молитвы ко Пресвятой Богородице и Святым угодникам Божиим.
      Злостное пьянство может быть следствием влияния злых духов на человека. Спаситель наш пришествием своим не уничтожил совершенно власть дьявола, а только ослабил его влияние на людей и дал нам средства отражать дьявольские козни. Этими душеспасительными средствами являются вера, призывание имени Христа Спасителя, молитва, пост, и, конечно же, святые таинства Исповеди и Причастия. «Противостаньте диаволу, и убежит от вас», — говорит апостол Иаков.
      Кстати сказать, в состоянии алкогольного делирия (белой горячки), люди видят устрашающие образы (яркие зрительные галлюцинации, как трактует эти явления психиатрия). Причем все видят одно и то же — бесов.
      Если в сердце больного алкоголизмом есть место вере Христовой, то следует напоминать ему о том, что он опутан узами греха. Нужно знакомить его с началами Православной веры, приводить примеры исцелений, которые Господь дарует раскаявшемуся грешнику. Обо всем этом надлежит говорить православному врачу и смиренно призывать Господа на помощь во исцеление страждущих.
      Если родственники больного верующие люди, то они должны усердно молиться за него дома и в храме, позаботиться об освящении жилища (если оно не освящено). Надо убеждать заблудшего постоянно носить нательный крест, читать молитвы, с верой и благоговением употреблять освященную воду.
      Только верой и терпением, только через покаяние и милость Божию можно исцелиться по-настоящему. Другого пути нет.
      Святитель Тихон Задонский писал: «Привыкшим к сей пагубной страсти надобно крепко вооружиться против мучительства ее, стоять, не поддаваться, молиться и призывать всесильную Божию помощь!»
      Следует сказать, что так и искореняли пьянство в православных обществах трезвости. Условиями исцеления были покаяние, молитва, чтение святого Евангелия, церковные Таинства.
      До революции только духовенством на тему трезвого образа жизни издавалось 32 (!) журнала. Известно, сколь велик был вклад в это делание ныне прославленного в лике святых Царя-мученика Николая. И сейчас по молитвам к св. Царю Николаю многие страждущие этим недугом получают благодатную помощь и укрепление.
      Часто на прием приходят люди, именующие себя православными, с просьбой помочь им избавиться от пьянства. Но когда речь заходит о покаянии, борьбе со страстями и пороками, самопреодолении, стремлении к христианскому благочестию, молитве, то, к сожалению, души некоторых из них остаются глухими и невосприимчивыми. Вместе с тем постоянно звучат пожелания назначить им «сильнодействующие уколы» или прописать «какие-нибудь лекарства от водки» … Но лекарств «от водки» не существует!!!
      Как правило, встречи эти заканчиваются безрезультатно и повторных визитов более не отмечается. Конечно, очень жаль, что так происходит.
К оглавлению

132. Вопрос: Допустимо ли лечиться от алкоголизма методом «кодирования»?

      Кодирование и иное ему подобное воздействие на душу и тело человека — это бесовщина.
      Святое Евангелие говорит о необходимости в качестве условия исцеления покаяние страждущего для прощения грехов. О покаянии эти «лекари» и не вспоминают.
      Пьянство, которое возбуждается бесами при собственном слабоволии и безответственности, не пройдет без молитвы и поста, без сокрушения сердечного, без спасительных Таинств Церкви. Гипнологи и кодировщики не придают этому никакого значения.       Метод кодирования приобрел широкую огласку в средствах массовой информации, а его главные исполнители жаждут признания и славы. Некоторые из них откровенно называют себя «чудотворцами», людьми «особой миссии». Этим псевдоцелителям и неведомо, что дар исцелений Господь подавал подвижникам веры, делателям непрестанной молитвы, смиреннейшим из смиренных.
      Известно также, что святые отцы и жены, имевшие этот небесный дар, проводили жизнь свято. Кодировщики же и не помышляют о святости и благочестии.
      Врагу нашего спасения, в конечном итоге, даже не важно — пьет человек или нет (отчасти этим объясняются некоторые случаи «выздоровлений»). Важно другое: к кому обращается человек за помощью — к Богу или к сатане?
      А как страдают эти закодированные люди? Ведь грех так и остался в их душах нераскаянным. Он может лишь поменять свой облик. Отсюда у них частые депрессии, жуткая раздражительность, тревога. Нередко возникают тяжелые соматические заболевания. И удивляться, как видно из сказанного выше, не приходится. Сторонитесь такого «целительства» и отговаривайте от него тех, кто будет с вами советоваться по этому поводу.
К оглавлению

133. Вопрос: Лечится ли пьянство с помощью «плацебо»-эффекта?

      Если взять в руки практически любую светскую газету, то в ней обязательно отыщется реклама или информация по лечению алкоголизма. Основа многих новомодных методик (не говоря об откровенно оккультных) — эффект «плацебо».
      Эффект «плацебо» можно объяснить таким образом: когда какому-либо индифферентному веществу (предположим, сахарной пудре) или медицинским процедурам приписываются свойства сильнодействующих лечебных средств. И больной верит в действие этих средств, и выздоравливает (или улучшается его самочувствие).
      Однако алкоголизм — не та болезнь, при которой уместно злоупотреблять эффектом плацебо. Ведь если человеку, скажем, запретить пить под угрозой смерти или тяжелой болезни (как это делают кодировщики), то воздержание от алкоголя, в данном случае, — совсем не исцеление.
      Закодированный пребывает в жутком напряжении душевных сил. Такое, с позволения сказать, «лечение» приносит людям явный вред и страдания.
      Для исцеления от недуга пьянства нужна не пустышка (перевод термина «плацебо»), но покаяние, душевное преображение, внутренний рост.
К оглавлению

134. Вопрос: Что важно предпринять человеку, решившему искоренить греховный недуг винопития?

      Важно:
  • Осознать, что пьянство — тяжкий грех.
  • Принять глубокое, твердое решение не пить спиртное.
  • Не поддаваться уговорам, насмешкам со стороны недоброжелателей, «дружков»-собутыльников.
  • Продумать варианты своего поведения:
    а) в трудных жизненных обстоятельствах;
    б) за праздничной трапезой, если на столе спиртное.
  • Научиться трудиться и с пользой для души и тела отдыхать.
  • Не пребывать в праздности. Стремиться быть полезным людям.
      К оглавлению

135. Вопрос: Я был алкоголиком. Но теперь, с Божией помощью, не пью. Можно ли мне хоть изредка выпивать немного вина?

      Искренне рад за Вас. Слава Богу! На Ваш вопрос отвечу так: выпивать Вам не стоит, даже понемногу. Воздержание от алкоголя должно быть длительным, иногда и пожизненным. Почему? Да потому, что велик риск возврата к прошлому. Если для здорового (свободного от алкогольной зависимости в прошлом или настоящем) человека рюмочка вина совершенно безвредна, то для Вас это не так.
      Приведу пример. Вот, предположим, у какого-то человека развилась аллергия на определенный продукт. Попытки, несмотря ни на что, употреблять этот продукт могут привести даже к смерти. Вот и Вы, если можно так сказать, тоже страдаете аллергией, только духовной. Если возобновите выпивки, то можете очень себе повредить. И лукавому будет проще вновь опутать Вас.
К оглавлению

О курении

12. Вопрос: Что говорили святые отцы о курении?

      Человек извратил самые наслаждения чувственные. Для обоняния и вкуса, и отчасти для самого дыхания, он изобрел и воскуряет почти непрестанно острый и пахучий дым, принося это как бы постоянное кадило демону, живущему во плоти, заражает этим дымом воздух жилища своего и воздух внешний, а прежде всего пропитывается этим зловонием сам, — и вот вам постоянное огрубление своего чувства и своего сердца поглощаемым постоянно дымом не может не действовать и на тонкость сердечного чувства, оно сообщает ему плотяность, грубость, чувственность.

Святой праведный
Иоанн Кронштадтский

      Табак расслабляет душу, умножает и усиливает страсти, омрачает разум и разрушает здоровье медленной смертью. Раздражительность и тоска — это следствие болезненности души от табакокурения.

Преподобный
Амвросий Оптинский

      В 1905 году афонский старец Силуан провел несколько месяцев в России, часто посещая монастыри. В одно из таких путешествий в поезде он занял место напротив купца, который с дружеским жестом раскрыл перед ним свой серебряный портсигар и предложил ему сигарету.
      Отец Силуан поблагодарил за предложение, отказавшись взять сигарету. Тогда купец начал говорить: «Не потому ли, батюшка, Вы отказываетесь, что считаете это грехом?
      Но курение помогает часто в деятельной жизни; хорошо прервать напряжение в работе и отдохнуть несколько минут. Удобно при курении вести деловую или дружескую беседу и, вообще, в ходе жизни…». И дальше, пытаясь убедить отца Силуана взять сигарету, он продолжал говорить в пользу курения.
      Тогда все-таки отец Силуан решил сказать: «Господин, прежде чем закурить сигарету, помолитесь, скажите одно «Отче наш». На это купец ответил: «Молиться, перед тем как курить, как-то не идет». Отец Силуан в ответ заметил: «Итак, всякое дело, перед которым не идет несмущенная молитва, лучше не делать».
К оглавлению

13. Вопрос: Чем особенно вредит курение здоровью?

      О вреде курения сказано и написано много. Как врач, я лишь напомню, что табак содержит около тридцати вредных для здоровья веществ. Самым опасным из них считается алкалоид никотина. Среди курильщиков особенно много больных бронхо-легочными заболеваниями. И, пожалуй, самым грозным последствием курения является рак легких. Дело в том, что табачный дым содержит канцерогены (вызывающие раковую опухоль вещества). Это, например, бензопирен и его производные.
      Курильщиков много. Среди них все возрастные категории: от детей до престарелых. Курят мальчики и девочки, курят женщины, курят даже некоторые беременные…
      В Москве, по данным исследования, возраст приобщения к курению снизился до 10 лет у мальчиков и до 12 лет у девочек. Прискорбная реальность.
      Надо сказать, что на детский организм курение оказывает особо" пагубное воздействие. Кроме всего прочего, у подростка формируется комплекс нервно-психических отклонений. Страдают внимание, память, сон, «скачет» настроение.
      У курильщиков развивается никотиновый синдром. Это та же зависимость, что и от алкоголя и наркотиков, только менее разрушительная для здоровья. Хотя как сказать. Ведь рак легких — аргумент не в пользу безобидности (по мнению некоторых) этого пагубного пристрастия.
      Кстати упомянуть и о том, что по новой классификации болезней, вступившей в силу в 1999 году, табачная зависимость официально признана недугом. А мы добавим — греховным. Так как курение — это потворство своим прихотям, это вид самоуслаждения. Правильно сказано, что курить — бесам кадить.
К оглавлению

143. Вопрос: Как избавиться от курения?

      Необходимо твердое желание избавиться от этой пагубной, греховной привычки. Имея сокрушение сердечное, надо покаяться в этом грехе на исповеди.
      Просите и дастся вам, ищите и обрящете, толцыте и отверзется вам: всяк бо просяй приемлет (Мф. 7, 7),— глаголет нам Господь. «Но чтобы так усиленно и искренно просить избавления себе от беды душевной, от пагубных навыков и пристрастий, необходимо их усмотреть в себе, рассудить и увидеть весь вред их и всю тяжесть греха от последования им. Тогда только будет искреннее желание и молитва, и собственное тщание есть необходимое условие Божией помощи.
      Господь помогает только тем, которые всеусильно ищут Его помощи, но и сами не поддаются страстям своим. Худо самонадеяние, и безрассудно, и бесполезно; но и излишне надеяться на помощь Господа при своем добровольном умедлении в грехе и сознательной уступке греховным навыкам — это оскорбляет Господа» (Из книги «Порок курения. Греховная привычка»).
К оглавлению

144. Вопрос: Что можно порекомендовать желающему бросить курить?

      В качестве некоторых психологических рекомендаций могут быть полезны следующие:
  1. Наши вредные привычки во многом определяются нервозностью, тревогой, психоэмоциональным перенапряжением. Не забывайте об этом.
  2. Старайтесь выкуривать как можно меньше сигарет, вести подсчет выкуриваемых за день сигарет, стремясь к тому, чтобы сегодня было выкурено меньше, чем вчера.
  3. Выделите самые «важные» сигареты дня, проанализируйте психологические и ситуативные причины их выкуривания. Попробуйте противопоставить стрессам что-нибудь менее вредное.
  4. Каждое утро старайтесь как можно дольше оттягивать момент закуривания первой сигареты.
  5. Возникло желание закурить — не доставайте сигарету из пачки, не берите ее в руки хотя бы несколько минут. В это время займите руки, сделайте несколько физических упражнений, подышите поглубже.
  6. Не курите на голодный желудок.
  7. Время от времени устраивайте переры вы в курении («не курю до понедельника», «до конца месяца»).
  8. Если Вы бросили курить вовсе, то по мните о том, что некоторое время (2–3 недели) может быть дискомфорт по типу абстинентного синдрома, так как организм лишился одного из продуктов потребления, который уже вкрался в глубинные процессы обмена веществ.
      Пережить «синдром отмены» (первые дни или недели после прекращения курения) помогут несильные транквилизирующие средства, такие как: валокардин, корвалол, новопассит, экстракт валерианы, персен, успокоительные сборы. Эти средства отпускаются в аптеках без рецепта.
      Можно порекомендовать полоскание полости рта раствором пищевой соды (одна чайная ложка на полстакана воды), слабым раствором марганцовки или отваром ромашки. Полоскание в первые 7–10 дней после прекращения курения следует повторять каждые 3–4 часа.
      Неплохо помогает препарат анабозин, пластырь «никотинел». Эти медикаменты обеспечивают организм небольшой дозой никотина и помогают бывшим курильщикам расставаться со своей пагубной привычкой.
К оглавлению

О разном

17. Вопрос: Что производит в душе гордость?

      Укажу на очень важное духовное наблюдение: «Враг пал гордостью. Гордость — начало греха; в ней заключены все виды зла: тщеславие, славолюбие, властолюбие, холодность, жестокость, безразличие к страданиям ближнего; мечтательность ума, усиленное действие воображения, демоническое выражение глаз, демонический характер всего облика; мрачность, тоска, отчаяние, ненависть; зависть, приниженность, у многих срыв в плотскую похоть; томительное внутреннее беспокойство, непослушание, боязнь смерти или наоборот — искание покончить жизнь и, наконец, что нередко, — полное сумасшествие. Вот признаки демонической духовности. Но, доколе они не проявятся ярко, для многих остаются незамеченными» (архимандрит Софроний (Сахаров). Из книги «Старец Силуан Афонский»).
К оглавлению

23. Вопрос: Расскажите о психических нарушениях, вызванных бесовским воздействием.

      Психические расстройства могут появляться и в результате действия злых духов на человека. В Священном Писании злые духи изображаются входящими в людей и выходящими из них (Мф. 4, 24; Мк. 1, 23; Лк. 4, 35 и др.). Особенно ярким примером является исцеление Господом гадаринского бесноватого. Этот несчастный влачил жизнь свою не в человеческих жилищах, а в гробовых пещерах; бился о камень с пеной на губах, испускал вопли. Пробовали сковать его, но он, как веревки, разрывал оковы. Что это за болезнь?
      Неверующие скажут: падучая болезнь, нервное расстройство. Но про гадаринского бесноватого нельзя сказать, что он был только нервно расстроен; это видно вот из чего: изгнанные из несчастного бесы просили у Христа дозволения войти в стадо свиней. Спаситель дозволил, и вот, стадо бросилось с крутизны в море (Мф. 8, 28–32). Кто же потопил свиней? Не бесноватый, который сидел у ног Господа, а легион бесов, изгнанных из него.
      В результате одержимости злым духом душа делается неестественной, она томится и страдает. В Священном Писании бесноватые прямо и ясно отличаются от людей, одержимых душевными и телесными болезнями. Последние, как указано, развиваются от расстройства душевных сил, воображения, рассудка и т. п.
      Пожалуй, два обстоятельства отличают бесоодержимого человека от, если можно так сказать, подлинного психотика. Первое — злые духи знают Бога, трепещут перед силою Креста Христова, молитвы, крещенской воды, Святых Христовых Тайн. Второе — психические (в основном поведенческие) расстройства у бесоодержимых людей носят оттенок насильственности. Ибо душе человека противно то, что заставляет делать лукавый.
      Архиепископ Иоанн (Шаховской) в книге «Философия православного пастырства» приводит следующие разграничения описываемых состояний. Бесноватостью можно, по его мнению, назвать такие состояния, когда человек теряет всякое самосознание. Душа находится под сильнейшим демоническим воздействием. Одержимость же есть частичная плененность души злой силой. В обычной действительности мы становимся одержимы, когда порабощаемся своим страстям и порокам.
      На все воля Божия. Иным Господь попускает впасть в немощь одержимости, потому что знает, что ум и волю свою человек использует себе во зло; других, быть может, ограждает тем от тяжких грехов. Мы читаем в послании к Коринфянам у св. апостола Павла: …предать сатане во измождение плоти, чтоб дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа (1 Кор. 5,5).
К оглавлению

117. Вопрос: Что говорят о гипнозе святые отцы?

      Вот высказывания на эту тему Оптинских старцев.
      Ужасное дело этот гипноз. Было время, когда люди страшились этого деяния, бегали от него, а теперь им увлекаются… извлекают из него пользу» (преподобный Нектарий).
      «И ведь вся беда в том, что это знание входит в нашу жизнь под прикрытием как будто могущего дать человечеству огромную пользу» (он же).
      «Гипноз — злая, нехристианская сила» (преподобный Варсонофий).
      «Если же вы, оставив Бога, прибегнете к магнетизму  — противоестественному средству, — то я уже ничего не могу вам сказать» (преподобный Макарий).
К оглавлению

118. Вопрос: Как влияет гипноз на детей?

      Приведу лишь один пример. Профессор В. Лебедев сообщает: «Обследовано 2015 школьников, 93% были вовлечены в сеансы Кашпировского. Во время сеансов отмечаются навязчивые движения, истерические реакции, галлюцинаторные феномены и другие психические нарушения. У 42% был отмечен гипнотический сон, после сеансов у 7% детей выявлены различные формы психической дезадаптации. Четко наметилась тенденция повышения внушаемости и рост истерических реакций. В результате телесеансов некоторые дети впадали в состояние каталепсии при виде только фотографии Кашпировского».
К оглавлению

К началу страницы
Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

Добавить в избранное

Обмен ссылками

Дата последнего обновления 11/10/07.

Разработчик и администратор сайта Андрей Павлов, бывший пациент центра ДИАЛОГ.
Сайт работает с 20.03.2004 г. на Народе, с 19.01.2007 г. на платном хостинге xocmep.ru
а в октябре 2007 появилось зеркало сайта на by.ru
Счетчик counter.co.kz установлен на все основные страницы 23.02.2007 г.