Центр Диалог
ВОТиЗ

Владимирская областная общественная организация общества трезвости и здоровья, культурно-оздоровительный центр ДИАЛОГ

Адрес:
г. Владимир
ул. Тракторная
д. 43 (45)
(поликлиника
ВТЗ, 1-й этаж)
телефон:
(4922)36-17-10

Рассказать о нас в социальных сетях:

Об Анонимных Алкоголиках и о групповой терапии алкоголизма

(метод в нашем центре не практикуется)

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ
МАТЕРИАЛЫ
САЙТА

МЕТОДЫ ЛЕЧЕНИЯ,
НЕ ПРАКТИКУЮЩИЕСЯ
В ЦЕНТРЕ ДИАЛОГ:

Более полную информацию об Анонимных Алкоголиках (АА) можно найти, например, на официальном сайт АА в России или на сайте Дома Надежды на Горе.

Узнать мнение АА на интересующие вас темы, а также задать им вопросы вы можете Первом Международном форуме АА или на форуме АА Talk.

Священник Алексий Мороз в книге «Как победить пьянство» (ОЛМА-ПРЕСС, 2003) пишет следующее: «Им (обществом АА) выработана достаточно эффективная система борьбы с пьянством и алкоголизмом, так называемая "Программа 12-ти шагов", т. е. попытка избавиться от недуга через осознание духовных первопричин заболевания».

Общество АА возникло 10 июня 1935г. в Америке. В России тоже есть анонимные алкоголики, но их у нас значительно меньше. В Москве первая группа АА появилась в 1987 году. Группы АА есть уже во многих городах России.

По мнению АА алкоголизм есть неизлечимое прогрессирующее заболевание. Они считают, что если человек давно бросил пить и много лет живет трезво, он все равно остается больным, потому что выпивать в меру не может. Для таких случаев они пользуются термином «выздоравливающий алкоголик». Иначе говоря, по их представлениям выздоравливать можно всю жизнь, но окончательно выздороветь нельзя. Если ты не пьешь 20 лет, ты все равно остаешься больным (данный абзац цитирован с изменениями с сайта alcoholism.ru).

«Признание своего бессилия перед алкоголем — это первый шаг к освобождению» — так написано в их программе 12 шагов. Публичное раскаяние и признание члена общества АА в том, что он алкоголик — это одна из основ их метода. Действительно алкоголику, бросающему пить очень важно осознать себя алкоголиком, а сознание неизлечимости для АА имеет, как ни странно, терапевтический эффект. Оно помогает им удерживаться от алкоголя. Больной — значит пить нельзя. А общение в группе помогает им победить болезнь. Вместе с бедой справиться легче, чем одному. Не скажу, что такая установка на болезнь у всех поголовно может привести к сознанию собственной неполноценности, но то, что болезненная жалость к себе, связанная с убеждением в своей болезненности, никому еще не была полезна, в этом я уверен.

АА еще одной из отправных точек своей программы считают поиски СВОЕГО бога, такого, каким они сами себе его понимают. Бога они понимают как некую Высшую Силу. Получается, что АА — как будто религиозное сообщество не православного направления, хоть сами АА это и отрицают. Однако общаясь с ними в интернете я пришел к выводу, что религия для них все же не самое главное. Группы АА могут быть как при костелах, так и при православных храмах. Группы могут посещать и православные и мусульмане и атеисты. Наставники на занятиях говорят примерно следующее: «Примите здесь только то что к вам относится и отбросьте остальное». Конечно не все приглашенные лекторы несут в группу слово доброе, некоторые могут «гнать секту», но тут уж своя голова должна быть на плечах. Совсем не обязательно посещать все занятия в группе. Если Вы считаете, что какие-то занятия Вам не нужны, можете их не посещать или не слушать. Никто Вас за это не накажет. Группы АА существуют на общественных началах и выбор какие занятия посещать, а какие нет — дело сугубо добровольное.

 

Однако, о сектах. При первом знакомстве с «Шагами и Традициями» может показаться, что АА это секта. И туда 12 и сюда 12, высшая сила и т.п. В противовес этому можно сказать следующее. Согласно определению «Секта — закрытая общность людей, имеющая своей целью через состояние измененного сознания каждого из ее членов достигать цели ее руководителя (часто создателя секты), выражающиеся в собственноличном накоплении материальных или иных благ». Согласно 3-й традиции АА «Единственное условие для членства в АА — это желание бросить пить». В АА не требуют от вас полного согласия с их идеями, постулатами и принципами. Достаточно всего лишь хотеть перестать пить. Полностью отсутствует авторитарное руководство группами. Руководителей и начальников в группе нет. Общество АА не является сектой, однако споры об этом не утихают. Священник Алексий Мороз в книге «Как победить пьянство» (ОЛМА-ПРЕСС, 2003) по этому вопросу пишет следующее: «К сожалению, если духовных вопросов касаются люди, далекие от христианского миропонимания, возникает некий аморфный экуменизм, который и поставил данную организацию на уровень сектантского толка».

АА считают свой метод групповой терапией без терапевта. Метод взаимной групповой терапии в группе АА очень эффективен. Коллектив есть великая сила. Кодированным по Довженко этого может сильно не хватать. Есть в Москве опыт групповой терапии, основанный на методах традиционной медицины и поэтому свободный от недостатков метода АА, но это к сожалению только в Москве, или об опытах такого рода в других городах у меня сведений нет.

Члены АА должны посещать регулярные собрания группы. На первых порах рекомендуют за 90 дней посетить 90 занятий групп, хотя это и не считается обязательным.

Известно, что при всем при этом существует опасность взамен зависимости от алкоголя получить зависимость от группы. Примерами подобных феноменов являются зависимости от религиозных сект, от социальных сетей, трудоголизм и т. п. Все они могут считаться заболеваниями, в некоторой степени сходными с алкоголизмом.

Шихирев П.Н. пишет о феномене эмоциональной зависимости от психотерапевтических групп анонимных алкоголиков следующее: «Единственной опорой для бывшего алкоголика, чтобы не сорваться в запой, становится группа АА. Проявляется в частности в том, что даже при переезде в другой город индивид должен находить там местную группу АА и вступать в ее ряды». (От терапии личности к терапии социальной среды: эволюция подходов к решению проблемы алкоголизма в США // Психологический журнал. 1987, N 5, с. 28–37).

Согласен, такие случаи могут быть, но совсем не обязательно, что зависимость от группы проявляется у всех АА. Скорее всего у многих из них ее нет вообще. Все зависит от индивидуальных особенностей, от внушаемости, менталитета, и т.п. Кому-то подходит групповая терапия у АА, кому-то совсем другой метод. Здесь каждый должен решать сам.

В заключение скажу, что несмотря на недостатки, метод АА позволяет избавиться от алкогольной зависимости и посему не только имеет право на существование, но и должен всячески пропагандироваться и развиваться. Не существует ни одного метода лечения алкоголизма, абсолютно свободного от недостатков. АА помогают обрести трезвость, и слава богу. И даже более того. Если если лично Вам или Вашему родственнику не помогли ни метод Довженко, ни все остальные методы лечения, то есть смысл обратиться именно к АА. Коллектив есть великая сила. Очень для многих вступление в группу АА оказалось единственной возможностью избавиться от страшной болезни.

Андрей Павлов, 2005‒2015

Наверх